Ненормальный тип воли
26.04.2016
Учителю часто приходится сталкиваться в школе с ненормальным типом воли, который можно назвать «упорной волей». Некоторые дети совершенно неспособны сделать что-нибудь, если им это не удается сразу; пока продолжается такая угнетенность, они буквально не в состоянии понять того, что им объясняют, или выполнить требуемое внешнее действие. Таких детей обыкновенно считают испорченными и наказывают; иногда же учитель или учительница противопоставляет свою волю воле ребенка, полагая, что последняя должна быть «сломлена». «Сломи волю своего ребенка, чтобы он не погиб», — писал Джон Уэсли*. «Сломи его волю, как только он в состоянии будет ясно говорить или даже раньше, чем он начнет говорить. Он должен быть принуждаем делать то, что ему говорят, хотя бы для этого пришлось пороть его десять раз кряду. Сломи его волю, чтобы сохранить его душе жизнь». Такая «ломка воли» всегда мучительна для обеих сторон; после нее остается скверное чувство, и победителем при этом не всегда оказывается тот, кто хотел сломить волю другого.
Если положение только начинает принимать такой характер и ребенок находится в очень напряженном и возбужденном состоянии, то в девятнадцати случаях из двадцати учитель лучше всего сделает, если будет смотреть на это как на проявление нервного расстройства, а не нравственной испорченности. До тех пор пока у ребенка не пройдет задерживающее чувство невозможности сделать что-нибудь, он не будет в состоянии преодолеть препятствие. Учитель должен тогда позаботиться о том, чтобы он просто забыл это препятствие. Оставьте на время данный предмет, направьте ум ребенка на что- нибудь другое; затем вернитесь окольным путем, с помощью ассоциаций, к первому предмету, предложите его ученику прежде, чем последний успеет его узнать, и тогда весьма вероятно, что все будет сделано без всяких затруднений. Именно этим способом мы справляемся и с норовистою лошадью: мы отвлекаем ее внимание, проделываем что-нибудь около ее ноздрей или ушей, описываем с нею круг и таким образом проводим ее через то место, на котором кнут только сделал бы ее еще более неподатливой. Тактичный же учитель вообще не дает возникнуть такому натянутому положению.
Вы видите теперь, друзья мои, в чем заключаются ваши общие или имеющие отвлеченный характер учительские обязанности. Вы должны создать у своих учеников большой запас представлений, из которых каждое могло бы играть задерживающую роль; но в то же время вы должны следить и за тем, чтобы отсюда не вытекала привычка к постоянному колебанию, чтобы воля не была парализована и чтобы ученик все-таки сохранил способность к энергичному действию. Психология может таким образом формулировать вашу задачу, но вы видите, что она совершенно не в состоянии дать вам средства для разрешения этой задачи на практике. В конце концов, если вы и сделаете все, что находится в ваших силах, результат вашей работы, вероятно, все же будет больше зависеть от врожденного душевного склада вашего ученика, чем от чего-либо другого. Есть люди, у которых лучи сознания, по-видимому, от природы слабо собираются в фокус; у таких людей действия бывают вялы и всякие задержки особенно легко получают решающее значение. Найти оборудование для камнеобработки по приемлемым ценам можно в компании Все для Камня . Инструмент здесь представлен марками известных брендов и отличается высоким качеством