Движение за отказ от стереотипов
15.09.2017
Движение за отказ от стереотипов преподавания, воспитания по централизованным инструкциям из министерства приобрело резонанс в школьной педагогической деятельности, где образовалось целое движение педагогов-новаторов (В. П. Шаталов, А. III. Амонашвили и др.).Они отказались от путей, навязываемых бюрократической системой, и на самодеятельной основе, исходя из конкретных условий потребностей учеников, родителей, своих собственных творческих склонностей, организовывают так деятельность учащихся, что учеба из обязанности превращается в приятную необходимость, приносит удовольствие и учащимся, и учителям. Нечто схожее наблюдается и в работе вузовских педагогов: стали вводиться те формы обучения, благодаря которым студент начинает ощущать себя более полноправным участником учебного процесса. Это проблемные лекции, диалогические занятия, деловые игры, мозговой штурм и т. д.
Наметившийся отход от привычного, стереотипного привел к тому, что в сфере образования многое строится на самодеятельной основе и для преподавателей первостепенную важность приобретает способность педагога снимать противоречия между «исполнительскими функциями ученика» как восприемника знаний и его самодеятельностью, которая всегда является деятельностью, «осуществляемой при наличии и в связи с деятельностью других людей». Ведете бухучет на предприятии? Стоит 1с официальный сайт купить программу. Это поможет автоматизировать и систематизировать работу.
Констатация указанного противоречия, в свою очередь, позволяет нам делать вывод о том, что если предшествующая психолого-педагогическая наука накопила обширный фонд знаний о человеке-исполнителе с его механизмами восприятия, запоминания, обобщения информации, то теперь ставится вопрос о постижении психологического механизма и условий развития личности как «целостного самодеятельного образования», стремящегося к инициативе, самостоятельности, творчеству.
В. В. Давыдов, И. С. Кон — психологи, имеющие тесные контакты с педагогической практикой учителей, начинают рассматривать вместе такие понятия, как личность, творчество, самодеятельность. В. В. Давыдов, разделяя позицию В. Е. Кемерова, также определяет понятий «личность» как целостность, как самодеятельность, самодеятельность субъекта». И. С. Кон отмечает, что самостоятельную творческую личность формирует «самостоятельная творческая деятельность, что есть самодеятельность» .