Человек как пространственно-временное самодетерминируемое динамическое образование
18.09.2017
Есть основания считать, что главными элементами акта взаимодействия субъекта и объекта на полюсе субъекта должны быть процессуально-временная, динамическая характеристика, но вместе с тем и продуктная, и статичная характеристика.
Еще С. Л. Рубинштейн, комментируя позицию В. Н. Мясищева о динамике отношений как важнейшей характеристике личности, писал, что «...нельзя игнорировать динамику этих отношений в рассмотрении психических процессов, но нельзя все растворить в этой динамике отношений, вовсе исключив статику относительно устойчивых свойств. Правда, вопрос о статике поставлен в связи с противопоставлением личностного (динамического) компонента и, если можно так выразиться, свойственного (от слова «свойство»), т. е. принадлежащего личности и находящегося на полюсе человека, набора сложившихся свойств.
Еще более определенно о взаимосвязи динамики и статики высказался Я. А. Пономарей: «В пределах отдельно взятого акта взаимодействия отражение выступает, во-первых, со стороны его динамической, сукцессивной, временной характеристики — как отражательный процесс; во-вторых, со стороны его статической, симультанной, пространственной характеристики — как продукт, как эффект отражательного процесса». Планируете открывать СТО? Проекты автокомплексов можно заказать здесь.
Динамический и статический компоненты дают нам представление в наиболее общем виде об интеллекте как стержневом, когнитивном образовании человека, назначение которого обеспечивать ориентацию во времени и пространстве (Я. А. Пономарев).