Социально-психологическое исследование мотивации
12.12.2017
Социально-психологическое исследование мотивации 2500 участников самодеятельных художественных коллективов, проведенное М. Г. Михайловой 13, А. Раппопорт и М. Шнейдерман 14, М. Г. Михайловой и Э. В. Быковой 15, выявило, что по типу доминирования мотивов занятий СХТ можно выделить пять групп. В первой группе (12,5% участников) преобладает установка на общение. Занятия творчеством для них лишь в том случае привлекательны, когда в коллективе сложилась удовлетворяющая их система межличностных отношений. Люди приходят на занятия, чтобы общаться с коллегами. Во второй группе (17,9%) преобладает нацеленность на получение какого- либо художественного результата, т. е. это то, что сближает их с профессионалами. Эти участники хотят развивать собственные творческие способности, приобрести профессиональные качества. Общение для них не выступает столь значимым показателем.
В третьей группе (32,4%) также преобладает нацеленность на получение творческого результата. Здесь очень дорожат мнением окружающих в коллективе людей. Для них характерно стремление превратить коллектив в «свою» группу. В четвертой группе (15,5%) особенность та, что здесь важен результат, значимый для своей группы. В пятой группе (21,7%) проявляется сильное желание превратить свой творческий коллектив в неформальную первичную группу и именно в ней формироваться как личность, общественно же значимый результат, каким является продукт творчества, отодвигается на второй план. Ищете кухонный текстиль для декора? Загляните в интернет-магазин Постель Класс. Здесь представлены высококачественные комплекты по доступным ценам.
Из приведенных данных отчетливо бросается в глаза то, что лишь в 18% случаев участники СХТ стремятся в чистом виде к совершенствованию способностей в сторону профессионализма, а в 82 — занятия СХТ в качестве главной ценности привлекают возможностью общения, потребностью найти свою микрогруппу на основе общего интереса. Отсюда делается справедливое заключение о том, что у современных участников СХТ доминирующей ценностью является сам процесс общения, степень удовлетворенности от общения в совместной деятельности, возможность психофизиологической разрядки, социальное признание в коллективе. Поэтому, вероятно, в будущем будут развиваться виды и жанры, которые больше способствуют творческому общению и самовыражению.