Методы работы с картиной на уроках историк
04.02.2019
Опыт показывает, что учебная картина, нарочито препарированная применительно к содержанию школьной программы, не представляет серьезного интереса для учащихся старших классов, не убедительна для них: в ней нет той документальности, которая так импонирует старшему школьнику. Если учебная картина в отдельных случаях еще найдет применение при изучении истории СССР в VII классе, то в дальнейшем ее место займут зарисовки современников, репродукции картин крупных художников, в том числе и картины на исторический сюжет. Но место и роль этих картин на уроке истории в старших классах иные, чем в начальных и средних. Это не значит, что в старших классах репродукции картины художника совсем не привлекаются в качестве исторической иллюстрации. С этой целью прежде всего целесообразно использовать полотна художников-современников изображаемых исторических явлений. Так, в рассказе о русско-турецкой войне 1877—1878 гг., о завоевании Средней Азии мы обращаемся к картинам В. В. Верещагина, при изучении французской революции— к полотнам Давида и других французских художников конца XVIII в.
Точно так же учитель привлекает произведения реалистической живописи, изображающие быт трудящихся, типичные явления общественной и хозяйственной жизни своего времени, например в картинах «передвижников». Сюда относятся и картины советских художников, отразившие события гражданской и Великой-Отечественной войн, важнейшие моменты истории, социалистического преобразования страны. Но, используя соответствующие репродукции как наглядный материал к рассказу об изучаемых событиях прошлого, мы подчеркиваем учащимся, что в данном случае речь идет не о документальном изображении исторических явлений, а об их отражении в реалистическом искусстве изучаемой эпохи. Помимо анализа реального исторического содержания картины, мы кратко даем ее характеристику как произведения искусства, сообщаем самые необходимые сведения о художнике, об идейных взглядах, отразившихся в его картине, и т. п. Купили новое жилье? Закажите дизайн интерьера квартиры и вы получите уют и комфорт о котором мечтали.
Типологическая картина, как правило, не требует длительной подготовки. Кратко сообщив учащимся, что киевские князья ежегодно объезжали свои владения, собирая с населения дань, и что такой поход за данью назывался полюдьем, учитель говорит: «Вот как происходил сбор дани» — и вывешивает картину, из которой учащиеся в ходе беседы узнают все, что относится к сбору дани. Бывают исключения, когда типологическая картина требует'прсдварительных объяснений. К примеру, перед показом картины «Аукцион в XVIII веке» необходимо объяснить, что такое аукцион, как происходит продажа «с молотка», иначе будет непонятна вся сцена.