Социальная активность
28.02.2019
На протяжении довольно длительного времени двухлетний ребенок овладевает очень немногими видами социальной активности. Кроме того, количество времени, уходящее на эту активность, значительно меньше, чем то, которое занимает несоциальная активность. Самый обычный вид социальной активности, который мы видим в VII фазе, это попытки ребенка сохранить внимание какого-либо человека, т. е. сохранение социального контакта. Чаще всего ребенок обращается к матери. К двум годам на сохранение социального контакта приходится примерно 6% всего времени бодрствования. Ребенок двух с половиной лет «льнет» к взрослому значительно меньше, и на это у него уходит только 4% времени.
Второй наиболее типичный вид социальной активности связан с простыми требованиями матери (примерно 3% и в VI и в VII фазах), которые ребенок должен выполнить. Третья наиболее типичная социальная активность—это попытки завладеть чьим-либо вниманием, опять-таки чаще всего вниманием матери (от 2,5 до 3% на протяжении всего третьего года жизни). Забилась канализация в доме? Лучшая служба канализации деревни Ватутинки в новой Москве оперативно решит проблему.
Существуют еще два вида социальной активности, по-видимому очень важные,— это попытки получить от взрослого некоторую помощь (примерно 2% времени) и сопротивление предложениям матери или другого ребенка (от 1 до 1,5% времени). В совокупности все эти виды социальной активности занимают у ребенка времени меньше, чем, например, активное исследование и выполнение простых действий с маленькими предметами.
Заметьте, что трехлетний ребенок не сидит с утра до вечера у ног своей матери. Совсем недавно литература, посвященная раннему возрасту, настолько фиксировала внимание на важности отношений матери и ребенка, что у людей создавалось впечатление, будто ребенок только тем и занят, что весь день находится около матери. На самом же деле большую часть времени своего бодрствования ребенок в первые три года жизни проводит за изучением окружающего его мира и упражняясь в выполнении простых двигательных навыков.