Что появляется в первую очередь: значение или слово?
02.11.2020
Основной вопрос заключается в следующем: запоминает ли ребенок слово для описания категории или класса, который он уже сформировал в ходе манипуляций с предметами окружающего мира, или существование слова побуждает ребенка создавать новые когнитивные категории? Этот вопрос может показаться слишком абстрактным, но он затрагивает фундаментальную проблему взаимоотношений между речью и мышлением. Формирует ли ребенок внутреннюю репрезентацию объектов именно благодаря освоению языка или язык просто сопутствует этому процессу и облегчает построение репрезентации?
Неудивительно, что оба варианта верны. В пользу когнитивной стороны вопроса говорят несколько фактов, например тот факт, что маленькие дети способны запоминать звук, с которым едет грузовое такси и имитировать действия задолго до появления речи, которая могла бы им в этом помочь. Дополнительные доказательства ведущего значения когнитивной составляющей этого процесса получены из исследования, объектом которого было употребление ребенком различных предлогов, таких как в, между или напротив, каждый из которых спонтанно появляется в речи только после того, как слово для ребенка обретает значение.
Увеличение словарного запаса может быть также основано на появлении нового уровня когнитивного понимания. Много лет назад Выготсткий пйсал, что приблизительно на втором году жизни ребенок «открывает», что объекты имеют названия, и начинает интересоваться названиями окружающих его объектов. Это открытие, в свою очередь, может быть основано на еще одной новой когнитивной способности, способности к классификации объектов. В нескольких исследованиях Алисон Гопник и Эндрю Мелтцофф установили, что обычно увеличение словарного запаса происходит примерно в то же время, когда дети впервые демонстрируют спонтанную классификацию разнородных объектов, например, помещая мячи в одну группу, а кубики в другую. Открыв «категории», ребенок может быстро выучить названия для уже существующих категорий. Однако наличие этой связи все еще не получило серьезного подтверждения: в недавней серии исследований Лиза Гершкофф-Сто- ве и ее коллеги не смог ли подтвердить данные Гопник и Мелтцофф. Гершкофф-Стове считает, что базовое понимание наличия видов объектов или категорий, безусловно, необходимо ребенку для демонстрации словарного скачка, но одного этого понимания недостаточно. Точный момент появления словарного скачка, равно как и способность классифицировать объекты по разным категориям, зависит от множества факторов.